Методическая работа

Педагогический совет
Тема «Причины и способы преодоления девиантного поведения детей и подростков»

Повестка:
1. Причины и способы преодоления девиантного поведения детей и подростков (докладчики – зав.отделениями Бажина М.И., Башева Л.С., Пьянкова М.Е., психолог Радостева Л.А.) 30-35мин.
2. Защита программы «Шаг за шагом» (докладчик – Путинцева Е.М.) 5-7мин.
3. Защита программы «Наша традиция – быть здоровым!» (докладчик – Михеева Е.В.) 5-7мин.
4. Защита программы «Моя большая и малая Родина» (докладчик – Бажина М.И.) 5-7мин.
5. Внесение изменений в правила внутреннего трудового распорядка (докладчик – Бакланова Г.И.) 7-10мин.
6. Разное

Содержание:
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Задачей каждого образовательного, социального учреждения а также каждого педагога является помощь детям, у которых наблюдается проявление девиантности. Для этого педагог должен вовремя заметить и выработать стратегию работы с таким ребенком.
Тема нашего педсовета «Причины и способы преодоления девиантного поведения детей и подростков». Мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, вывить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания и накопленный опыт работы.
Цель: выработать механизм работы педагогов с детьми и подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. раскрыть понятие «девиантное поведение», рассмотреть формы и факторы риска, формирующие девиантное поведение;
2. обсудить доступные и эффективные методы и формы работы с девиантными детьми;
3. разработать рекомендации работы с детьми девиантного поведения для педагогов.
Марина Ивановна: Здравствуйте уважаемые коллеги, начать наш сегодняшний семинар хочется следующими словами:
Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и могут ее причинять, – они уже люди.
Жан Лабрюйер
Уже из этих слов вы должны были понять, что наш семинар будет посвящен детям и подросткам с особым поведением – девиантным.
Но перед тем как приступить к работе, нам с вами необходимо настроиться. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Создать настроение на продуктивную работу, сплочение коллектива, снятие напряжения.
Уважаемые коллеги, вам необходимо встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.
(Все сидят в кругу. Ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто..»:)
ü любит болтать по телефону;
ü кто любит котов;
ü кто любит петь и танцевать;
ü у кого есть дома собака (кошка);
ü кому скучно;
ü кто пришел получать новые знания.

Марина Ивановна: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня здесь собрался, готовы к работе и получению новых знаний.
Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с детьми с девиантным поведением.

Что же такое девиантное поведение?
Давайте обратимся к словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:

ü антисоциальное поведение
ü асоциальное поведение
ü аутодеструктивное поведение

Необходимо рассмотреть каждую из этих форм. Начнем с антисоциального поведения.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Коллеги, вам необходимо подумать и проговорить какие поступки будут характерны для детей с асоциальным поведением.
Предполагаемые ответы: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.

Все верно. Детей с подобными отклонениями в поведении легко распознать и начать с ними работать.

Следующая форма девиантного поведения — это асоциальное поведение.
Асоциальное поведениеуклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающих асоциальные отношения.
Коллеги, вам необходимо подумать и определить какие же проступки будут характерны для воспитанников с данным видом поведения.
Предполагаемые ответы: Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика

Мы с вами подошли к последней форме девиантного поведения.
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности.
Попрошу вас назвать поступки, которые характерны для детей с аутодеструктивным поведением.
Предполагаемые ответы: Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предложим вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия?
2. Группа подростков систематически издеваются над своим сверстником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, на улице, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)
3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист».
Упражнение «Чистый лист».
Ведущий: Представим себе, что это душа ребенка.
Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.
Когда ребенок не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.
Когда педагог не понимает воспитанника и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!
Когда ребеноктеряет веру в себя и свои способности - ........
Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?

Как видите, в руках у меня остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ребенка, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения воспитанников.
Принято выделять следующие факторы риска:
ü Семья
Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье, ребенок делает те или иные умозаключения. Если перед его глазами чистый дом, любящие родители, которые всегда помогут и дадут совет по любому вопросу, то в такой семье маленькие шансы развития у ребенка девиантного поведения. А если ситуация дома складывается противоположная, то ребенок попадает в зону риска.
ü Наследственность
Все мы не раз слышали выражение «Яблоко от яблони не далеко падает», в каждом человеке есть частичка от родителей. Это и накладывает отпечаток на нашу жизнь, наши поступки.
ü Проблемы в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение детей, корректировать их, наставлять на верный путь.
ü Отсутствие прочных социальных связей.
У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У детей с девиантным поведением зачастую напрочь отсутствуют социальные связи.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями. Возможно, где-то мы не уделяем им должного внимания, не пытаемся вникнуть в их внутренний мир, опаздываем с принятием мер по предупреждению девиантного поведения.

Мы, педагоги, должны обладать всем возможным инструментарием для работы с девиантными детьми. Одним из инструментов является своевременная диагностика отклонений в поведении, о чем нам расскажет психолог Лилия Александровна.
(выступление Радостевой Л.А.)

Марина Евгеньевна: Надо помнить, что работа с детьми с девиантным поведением - это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив. То, что я скажу далее, многим покажется банальным и давно известным, но возможно произнесенное вслух в определенном порядке, позволит освежить наши знания по этим вопросам, и поможет в этой трудной, но с каждым годом, к сожалению, все более объемной работе.
Давайте рассмотрим 12 пунктов, как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением. (12 пунктов)

1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.

3. Субъективность взаимодействия.
Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.


4. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.


5. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.


6. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "замени ругательное слово на название цвета, фрукта, цветка и т. д." вместо "перестать ругаться, материться"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.

7. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.


8. Привлекательная альтернативность.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности, где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых "девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.

9. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

11. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

13. Превентивность.
Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.


Лариса Сергеевна: Уважаемые коллеги, тема нашего педсовета очень обширная и не вмещается во временные рамки, поэтому мы приготовили для вас рекомендации работы с детьми отклоняющегося поведения, здесь же представлены упражнения для саморегуляции, со многими из которых вы, конечно же знакомы. Но нам бы хотелось, чтобы вы еще раз вспомнили их и в какой-то момент применили в своей практике, а может, научили этим приемам и детей. Еще предлагаем вам самостоятельно просмотреть фильм «Девиантное поведение учащихся, причины, признаки, организация работы по его профилактике», разработанный на сайте «Инфоурок».

В заключение хочется сказать словами китайской пословицы
"Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения." Неправильный путь - не в право, а влево,
Направить стопы в справедливость и в суть
И двери откроются, выходов много
На верный, единственно Праведный путь.

А чтобы помочь вам разобраться в ситуациях, которые иной раз бывают очень запутанными, и чтобы вы могли любую ситуацию рассмотреть гораздо глубже, мы хотим подарить вам набор цветных очков: розовые, для того чтобы видеть все только в радужном цвете, голубые – чтобы вас никогда не покидала надежда, черные – чтобы скрывать за ними свои тайны и прозрачные – чтобы любить мир таким, какой он есть.
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Приложение

1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Ваши действия?


2. Группа подростков систематически издевается над своим сверстником, подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, на улице, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия?


3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Ваши действия?